«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…», — поется в одной замечательной детской песне. Вот и мы следуя примеру Бременских музыкантов уже второй год путешествуем в Болгарию дикарями. Как и в прошлом году наш путь к Черному морю лежал через мой любимый город Стамбул, а это значило, что нам с сыном нужно было полное взаимопонимание, ведь для меня любая поездка – это стресс.

Маршрут. Наш маршрут выглядел следующим образом: Рига-Стамбул (самолет,  3 часа), Стамбул – Бургас (автобус, 6 часов), Бургас-Приморско (микроавтобус, 40 минут). На дорогу мы потратили сутки туда (вылет из Риги в 15:40, в Приморско были в 16:30) + ночь обратно (с Приморско мы уехали в 20:00 проведя полдня на море, а в Риге были в 14:20). Конечно, можно было просто купить билеты на чартер до Бургаса, но во-первых  и самое основное — с ними я не вкладывалась в бюджет и во время. Ехали мы на 16 полных суток (без дороги) и жить хотели именно в Приморско из-за особенности этого места. Обратный маршрут, соответственно был в в обратной последовательности.

Улетаем…

В Стамбул! На авиа билеты я потратила 245 латов плюс 30 латов ушло на гостиницу в Стамбуле, ведь на пути в Болгарию нам нужно было провести ночь в мегаполисе.

Билеты на самолет уже второй год я покупаю в мае. Летаем мы Турецкими авиалиниями, что удобно по причине 30 кг. багажа и хорошего сервиса включая вкусный обед над облаками. Продолжительность полета – 3 часа. У нас был один чемодан 22 кг. веса, рюкзак с техникой (ноутбук и 2 фотоаппарата), которые нес сын, и моя сумка с документами. Самолет прилетает в аэропорт Ататурка (в Стамбуле два аэропорта и нужно строго следить), откуда на метро напрямую можно добраться до автовокзала (стоимость жетона около 1 лс, я купила карточку на подобии нашего электронного билета на две поездки туда и обратно).

Автовокзал в Стамбуле просто огромный, на нем же есть две гостиницы класса «переконтоваться + завтрак», рядышком куча кафешек, где можно скромно поужинать или позавтракать. Сын потребовал местную сдобу, мороженое, я наслаждалась чаем…

6 часов до Бургаса. Билеты на автобус Стамбул-Бургас были куплены по приезду на автовокзал, но вообще в сезон лучше их покупать заранее. В Бургас примерно в одно время едут несколько автобусов разных компаний, поэтому я просто наблюдала он-лайн как покупаются билеты. В этом году, на автобусы, с которыми мы хотели ехать, были раскуплены. Но после моего махания руками в International Office компании по причине их недостаточного понимания английского языка, а также моих попыток говорить по-турецки, каким то чудесным образом билеты появились. Цена автобусных билетов выходит около 35 лс в один конец, причем в автобусе предлагают кофе, булочки, воду, лимонады… Автобусы отходят в 9 утра, дорога до Бургаса очень интересная, особенно когда въезжаешь в Болгарию. Автобус прибывает в Бургас около 15:00 (хотя заявленное время 14:00), с этого же вокзала два раза в час идут микроавтобусы до Приморско (билет на двоих у нас вышел 3,60лс). 40 минут и мы «дома»!

Остановка в пути

Граница. Уже второй год пограничный контроль мы проходили  достаточно быстро. Причем на турецкой границе надо выходить из автобуса и топать до пограничного контроля. Мой белобрысый голубоглазик уже второй год вызывает чувство умиления у местного населения, а потому уже научился переносить постоянные улыбки и знаки внимания. На Болгарской границе таможенники заходят в автобус сами. Поскольку виза нам не нужна ни в Турции, ни в Болгарии, вопросов не возникает. На обратном пути правда пришлось проходить полную проверку багажа, но как потом оказалось, это было связано с тем, что на турецких пограничников недавно случились массивные нападения. И еще, по-скольку на весь алкоголь в Турции огромный акцизный налог, то при въезде в Турцию, если уж пошла проверка, вам разрешат везти только положенный литр. На наших глазах у женщины вдрызг разбили 2 бутылки коньяка… Жалко однако так продукты переводить…

А это кусочек вокзала в Приморско и розы болгарские (фото сына)

Бургас-Стамбул. Чтобы купить билеты Бургаса — Стамбул мы отвели отдельный день, заодно исследовали Бургас, погуляли, закупились подарками. Приятным сюрпризом оказалось кафе MADO, где продается настоящяя турецкая дондурма – самое вкусное мороженое!

В 2012 году мы ехали в Стамбул прямо из Приморско автобусом с туристами. С одной стороны это было удобнее, ведь не надо ехать в Бургас, тем более с багажом, но теперь я точно знаю, что качество турецких автобусов намного лучше. К тому же в автобусе есть видео системы, у нас с собой была флешка, так что сын смотрел мультфильмы с большим восторгом.

Неудобство этой поездки заключается в ее позднем времени. Это было самое слабое звено, за которое я очень боялась. Автобус из Бургаса отправляется в 23:30, а прибывает на автовокзал в Стамбул в 7 утра. Час у нас ушел на завтрак и дорогу в аэропорт, так что до 11:45 у нас было достаточно времени. Но, как оказалось, ничего страшного в этом этапе поездки нет. Мы приехали в Бургас с последним автобусом в 21:00, оставили багаж в офисе компании на автовокзале (что является обычной практикой в турецких автокомпаниях) и пошли насладиться дондурмой! Таможенный контроль мы прошли около 2х часов ночи, сын перенес его легко, даже все дополнительные проверки, а потом уснул до самого автовокзала. Поскольку до этого он спал днем часа 3, то я не волновалась.

С полуслова… Сначала про языковой барьер. В Турции плохо понимают английский и еще хуже говорят. Я знаю некоторый набор турецких слов и фраз слов, которые вперемешку с английскими, приводили к нужному результату. Можно не бояться «громко махать руками» — это тоже вид общения. Бывает, что понимают русский, поэтому я всегда спрашивала English or Russian? В Болгарии ситуация немного легче, все таки некоторые слова можно догадаться, но только в двух местах меня поняли на английском, все остальное время – русский и жестомахание. Самое важное, наверное, и это всегда открывает двери, — улыбаться и благодарить. Я научила сына слову спасибо на английском, турецком и болгарском, и всячески настаивала на его использовании. На обратном пути в аэропорт наши улыбки и «тешекюрлер» (спасибо по-турецки) помогли нам «погрузиться» в метро. Продавец булочек на автостанции просто за руки довел нас до метро, помог с багажом и так что-то крикнул вслед, что местный народ всячески пытался нам помочь. Причем не смотря на активную помощь, я умудрилась сесть не на тот поезд, о чем нам сразу сообщил местный товарищ, активно показывая, что нам нужен другой поезд на хавалиманы. Аэропорт по-турецки хавалиманы я запомнила еще давно как пожиратель денег- хавалимани. На самом деле лиман – это порт, хава- небо.

В аэропорту.

Ну, а самое важное, это было взаимопонимание с сыном. До отъезда в Болгарию и накануне возвращения я предупредила сына, что в пути мы должны понимать друг друга с полуслова на уровне интуиции. Он должен следить за мной, быть всегда рядом, помогать и не тратить моего внимания на мелочи. В этом году сыну уже 8 лет, он повзрослел. Надо сказать, что он прекрасно ориентировался в аэропорту, а отрезок до/с метро мы проделали только под его руководством. Я сказала, указатели чего мы ищем, и он быстро их находил, намного быстрее меня… Для него это оказалось увлекательной игрой, причем он даже следил за остановками по пути на автовокзал и с него, читая сложные названия турецких станций в метро. При покупке билетов он всегда стоял с багажом, тихо и не мешая лишними беседами.

В общем как поется в той же песне «Тем, кто дружен, не страшны тревоги, нам любые дороги дороги. Нам любые дороги дорогиииии На на на нанай на на на е е е е е»