Share

Какой-то период своей профессиональной жизни я провела в сфере «интеллектуальные системы образования». Именно там зародился мой интерес к таксономии Блума, которую я теперь неосознанно применяю в освоении новых навыков, и именно там, участвуя в одной из научных конференций в 2011 году, я узнала о программировании Scratch, загорелась, побеседовала со специалистами, которые вводили его в шведской школе для старшеклассников, и как обычно это бывает в моем случае – решила сделать эксперимент со своим ребенком, который к этому времени пошел в первый класс. Конференция проходила 8 октября, а 16 мы уже занимались с сыном, в том что у нас получится — я не сомневалась, ибо «инженерные» интересы сына уловила уже с самого его рождения.

Скрэтч программирование – созданная в 2007 года среда для программирования на основе языка Лого. Не смотря на некоторые знания в области программирования, язык лого мне ничего не говорил, но объекто-ориентированный подход, на котором основана среда, а также лего-подобная модульная визуализация основных компонентов мне показалась очень удобной для того, чтобы принципы программирования понял ребенок шести лет, хотя целевая аудитория Скрэтча – это школьники младших и средних классов. И да, Скрэтч был создан в Массачусетском технологическом институте. Для нас с сыном – это знак качества.

Идея скрэтча очень проста – есть герой, которого называют Спрайтом. У Спрайта – множество форм и костюмов – а попросту форм визуализации. Спрайт на сцене может выполнять различные сценарии, который следует описать, используя блоки – подобно лего. Например, можно задать, что Спрайт пойдет от точки А на экране к точке Б. А потом попросить его произнести звуки. А потом задать, что он делает это 5 раз подряд — в цикле. А потом, что каждый новый цикл – он меняет цвет костюма. И так от легкого – к сложному.  По функциональному значению блоки делятся по цветам, что очень удобно и привлекательно для детской аудитории.

По экрану гуляют два кота (Спрайта), когда они встречаются, то говорят «Мяу». 2011г. Одна из первых программ сына

Сейчас есть целые форумы, посвященные программированию на Скрэтче, где ребята делятся своими программами. Код программы существует на многих языках, мы с сыном начинали на русском, но постепенно он перешел на привычный программированию английский.

Сначала несколько раз я сидела с сыном и объясняла ему базовыее принципы – как из идеи сделать сценарий, а потом и код. Как осознать, где появляются циклы, как понять, что такое переменные, и откуда они берутся. Потом мы нашли уроки Скрэтча в ютубе (именно тогда сын узнал, что в ютубе можно найти много нужного), и сын начал копировать происходящее на экране (уровень знать по таксономии Блума), а потом и дополнять своими деталями (уровень понимать по таксономии Блума). Когда усвоение языка было сделано, я передала сына с его навыками дальше – его папе, который с программированием знаком намного больше моего академического минимума.  Их эксперименты уже были сложнее наших элементарных программ, а потом они перешли уже к другому языку программирования – свифту – для создания программ для приложений Apple продуктов (то есть поднялся на уровень применять и анализировать по таксономии Блума). К этому времени уже стало появляться много книг — самоучителей по Скрэтчу, одну из них очень вовремя сыну подарили на день рождения наши друзья. Кроме Скрэтча, в книге есть основы языка Питон. Поэтому можно сказать, что у сына есть начальные навыки трех языков прораммирования.

Обобщая этот опыт скажу, что сын не заразился «истерическим» интересом к программированию, но он занимается им иногда, по своему желанию или моей просьбе «сдуть пыль с извилин». Он знает принципы, может применить их уже в другом языке программирования. Он понимает, что любое приложении на его телефоне – результат подобного труда и знаний, только куда более сложных. Он знает, что многие на этом зарабатывают деньги как хобби, но для многих, в том числе и для его папы, это работа. Он знает, что от идеи до реализации есть путь «написания», который сопровождается нудной работой исправления ошибок, чтобы результат стал именно таким, как ты его видишь или таким, как он написан в техническом задании. По-моему очень полезный опыт!

С 2014 года Скрэтч предлагают в школе юных «даториков» на базе Латвийского университета (http://skolas.lu.lv/mod/book/view.php?id=29857&chapterid=183). Приятно осознавать, что мы с сыном идем на много шагов впереди наших образовательных трендов в стране. И да, мой ребенок бывает целыми днями сидит у компьютера — а вы попробуйте сделать хотя бы элементарный калькулятор!

А теперь некоторые полезные ссылки:

  1. Скачать скрэтч можно тут — https://scratch.ru.uptodown.com/windows
  2. Ознакомиться с проектами на сайте МИТ — https://scratch.mit.edu/
  3. Основы языка на русском языке — http://younglinux.info/scratch
  4. Основы на латышском языке — http://skolas.lu.lv/mod/book/view.php?id=29857&chapterid=183
  5. Книга про Скрэтч программированию — http://xn--90acabkb9cva.xn--p1ai/wp-content/uploads/2012/02/kniga-yunyh-programmistov-na-scratch.pdf
  6. Сыну была подарена такая книга по двум языкам программирования – Скрэтч и Питон (сказал, что Питон сложнее) — http://www.labirint.ru/books/481230/

  1. Спасибо, Оксана, за информацию! Будем пробовать разобраться)) последнее время думаю, что сыну может быть понятно и интересно программирование.

    1. Если интерес есть, то получится обязательно! Тем более есть готовые примеры. А сколько сыну лет?

      1. 7 недавно исполнилось, в этом году в школу. Он очень любит шахматы и конструкторы, с математикой вроде как дружит, сам к таблице умножения пришел, вроде: «мам, 3 раза по 4 — это 12, а 4 раза по 4 — 16», или «60 — это 3 по 20 или 2 по 30». Сообразит, если заинтересует. Но для начала нужно маме напрячь мозги))

    1. Или для развития усидчивости. Хотя самое начало и азы — это скорее фан, там все очень интерактивно. А вот потом какие то более серьезные проекты — там голова, логика и терпение 🙂 Спасибо, что читаете!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *